Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указывает на развитие ряда новых тенденций.
Они связаны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов, быстро меняющимся внешним окружением садов, парков и их интеграцией с городскими структурами.
Садово-парковое искусство
Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения людей.
Продолжается поиск оригинальных средств художественной выразительности объектов ландшафтного зодчества. Повышается ценность исторических памятников садово-паркового искусства.
В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектирования, детальному анализу социальных, функционально-планировочных, ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.
Тенденции развития
- Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т. п.), вводятся искусственные элементы, например искусственное формирование рельефа – геопластика.
- Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природе и в городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, магистрали, мосты, каналы и т. п.
- Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков и т. п.). Появляются сады и парки однофункциональные – тематические.
- Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий под крышами.
- Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной» природы.
- «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет.
- Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада, посетитель избавляется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, торговыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.
- Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы
- Расширеиие стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационности и пр..). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идёт по пути экспериментов, иногда неожиданных.
- Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вводятся интересные композиционные и художественные решения из традиционных и новых материалов.
- Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.
- Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятии – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в« сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом.
- Озеленяется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации.
- Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве.
- Широко применяются озеленённые внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженные формы используются как в обширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздники.
- Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, экскурсионные программны, шоу-бизнес, рекламу и пр..
- В садово-парковом искусстве рассматривают резкие, контрастные сопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от зеркальных еден зданий и пр.