Широта диапазона современного ландшафтного зодчества

Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указы­вает на развитие ряда новых тенденций.

Они свя­заны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов, быстро ме­няющимся внешним окружением садов, парков и их интеграцией с городскими структурами.

Широта диапазона современного ландшафтного зодчества

Садово-парковое искусство

По­являются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, инте­ресы различных социальных групп, вкусы и пред­почтения людей.

Продолжается поиск оригиналь­ных средств художественной выразительности объектов ландшафтного зодчества. Повышается ценность исторических памятников садово-пар­кового искусства.

В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектирования, детальному анализу социальных, функционально-планировочных, ландшафтно-­экологических аспектов формирования парков.

Широта диапазона современного ландшафтного зодчества

Тенденции развития

  1. Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т. п.), вводятся искусственные элемен­ты, например искусственное формирование ре­льефа – геопластика.
  2. Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природе и в городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, ма­гистрали, мосты, каналы и т. п.
  3. Разработка озелененных территорий спе­циального назначения (создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аква­парков и т. п.). Появляются сады и парки одно­функциональные – тематические.
  4. Введение в практику садово-паркового ис­кусства искусственных пространств, разме­щаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климати­ческих условий под крышами.
  5. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естествен­ной» природы.
  6. «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально осво­бодить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цве­тами, открыта лишь та часть здания, где необхо­дим солнечный свет.
  7. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со сторо­ны. При помощи загущенных зарослей, распола­гаемых по периферии сада, посетитель избавля­ется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, тор­говыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.
  8. Создание мини-парков. Такие парки, а точ­нее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение не­разрывности человеческой культуры и природы
  9. Расширеиие стилевых направлений (суп­рематизма, авангардизма, инновационности и пр..). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создава­емых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идёт по пути экс­периментов, иногда неожиданных.
  10. Использование возможностей традици­онных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вво­дятся интересные композиционные и художе­ственные решения из традиционных и новых ма­териалов.
  11. Взаимопроникновение восточных, евро­пейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устро­енные по такому принципу, а на Востоке расши­ряется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.
  12. Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов про­изводственных предприятии – зеленых участ­ков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превра­тить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в« сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом.
  13. Озеле­няется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации.
  14. Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве.
  15. Широко применяются озеленённые внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженные формы используются как в об­ширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздни­ки.
  16. Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «рас­чет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, празднич­ные, фестивальные, экскурсионные программны, шоу-бизнес, рекламу и пр..
  17. В садово-парковом ис­кусстве рассматривают резкие, контрастные со­поставления различных материалов, ярко окра­шенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окруже­нию, символика, «анимация» в ландшафте, отра­жение от зеркальных еден зданий и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: