Растения в жизни человека

Известно, что в процессе фотосинтеза растений соз­дается 95% органического вещества. Фотосинтетическое накопление энергии в биомассе растений планеты пример­но в 10 раз больше той энергии, которую ежегодно исполь­зует население Земли.

Около 300 лет назад Дж. Свифт высказал мысль о том, что «тот, кто сумел бы вырастить два колоса, там, где прежде рос один, две былинки травы, где росла одна, за­служил бы благодарность всего человечества». Эта про­блема актуальна и в настоящее время.

Большая заслуга в развитии мирового растениевод­ства принадлежит ученым Всесоюзного института расте­ниеводства, которые в блокаду остались в Ленинграде и спасли от уничтожения Вавиловскую коллекцию — десят­ки тонн зерна и тонны картофеля. В нелегких экспедициях по всем континентам сотрудники института собрали бога­тейшую коллекцию семян культурных и диких растений — бесценный материал для селекционной работы. Коллек­цию не успели вывезти из Ленинграда. От разрывов бомб и снарядов из окон вылетели стекла, в комнатах мороз дохо­дил до 36 градусов, но каждый день ученые приходили в

пнеIтуг на работу. От голода за рабочим столом умерли Д.(‘. Иванов, А.Г. Щукин и др., а семена зерна и картофеля сохранили. Надо современной молодежи понять, как смог­ли они, находясь рядом с пищей умирать от голода. Что думали при этом, что чувствовали, что говорили? Какие духовные силы их на это вдохновили?

Широкое использование во многих странах мира Японского карликового сорта озимой пшеницы Норин 10 в качестве донора генов карликовости, при создании новых интенсивных короткостебельных сортов, это новый этап в селекции озимой и яровой пшеницы. В зависимости от ко­личества генов и их эффективности сорта и формы мягкой пшеницы условно делятся на высокорослые — больше 120 см, среднерослые — 100-120; низкорослые — 85-100; по­лукарлики — 70-75; карлики — ниже 70 см.

Селекционеры мира располагают большим генети­ческим разнообразием по признаку высоты растения, кото­рое позволяет создавать сорта мягкой и твердой пшеницы различной высоты: от карликов 30-35 см до высокорослых форм 150 см и более.

Площадь листовой поверхности отдельных расте­ний и всего посева в период налива зерна имеет важное значение для формирования урожая. Многочисленные ли­стья, составляющие основу фотосинтезирующего аппарата в фазе кущения, после образования стебля отмирают и не могут влиять на физиологические процессы, связанные с наливом зерна. В этот период важное значение приобрета­ют стеблевые листья, особенно верхний «флаговый» лист, а также колосковые чешуи, ости и другие органы, осуще­ствляющие процесс фотосинтеза. Больше того, без ярови­зации и фотопериодической индукции озимые формы пше­ницы не могут формировать генеративные органы.

Важный аспект растениеводства — сохранение ландшафтного равновесия в агроэкосистемах.

Следует отметить, что повышение чистой продук­тивности агрофитоценозов зависит от эффективности ис­пользования ресурсов природной среды, в том числе сол­нечной радиации, плодородия почвы и других экологиче­ских особенностей, а также современных инновационных агротехнологий.

В отдельных странах на значительных площадях уже получают урожаи   сельскохозяйственных культур, близкие к выращенным в специальных опытах и потенци­ально возможных (таблица 6). > 6. Урожайность сельскохозяйственных культур в мире

(ФАР 2004 г) т/га

Культура Урожайность
в мире, в среднем в передовых странах рекордная
Пшеница 2,45 8,54 19,2
Рис 3,65 7,72 31,1*
Кукуруза 4,33 9,89 27,2
Ячмень 2,19 6,30 18,8
Сорго 1,39 6,67 28,1
Овес 1,71 .   6,70 26,1
Соя 2,18 4,55 9,8
Картофель 14,59 48,81 124,4
Сахарная свекла 32,78 69,35 123,3
Сахарный тростник 61,11 120,28 153,1

 

в сумме за 3 урожая в год

Палеолитическая революция, возникновение более 100 тысяч лет назад растениеводства, начало возделывания зерновых культур — важнейшие этапы развития произво­дительных сил в истории человечества. В древности хлеб считали божеством, а в более поздние времена человек ме­рил им силу своего государства и уровень своего благопо­лучия.

В настоящее время в большинстве стран мира за счет потребления хлеба в рационе людей преобладает рас­тительная пища. В 90% стран земного шара хлеб составля­ет более одной трети всех продуктов, его доля в рационе жителей различных государств — от 15 до 80%.

На Среднем и Ближнем Востоке (Иран, Турция, Па­кистан и др. государствах) в ежедневном рационе человека хлеб составляет 75%. В Юго-Восточной Азии и на Даль­нем Востоке (крупы, вырабатываемые из зерна мятлико-вых) — две трети; в Индокитае — более 80%; в Египте, Южной и Западной Африке — 50-60%; Мексике, Перу, Чили, Венесуэле — до 50%. В Канаде, Парагвае, Колум­бии, США и Австралии потребление хлеба значительно меньше и составляет всего — 20-25%).

В Румынии, Италии, Греции, Болгарии, Венгрии, Югославии хлеб в дневном рационе достигает 75%; во Франции, Польше, Чехии, Словакии, Финляндии, Австрии, Испании и Португалии — 30^5%. В Великобритании, Швеции, Нидерландах всего 15-20%, так как в пище насе­ления преобладают продукты животноводства, фрукты и овощи. Отмечается, что потребление хлеба в пищу тем больше, чем ниже качество рациона и общая обеспечен­ность продовольствием.

Сотни лет человек съедал в сутки около 1 кг хлеба. В этом килограмме содержалось 100 г белка, 750 г углево­дов, почти полный набор витаминов группы В и др., соли кальция, железа, фосфора, органических кислот и т.д.

Сейчас среднемировое потребление хлеба на чело­века в год колеблется от 90 до 370 кг. Для удовлетворения минимальной годовой потребности в продовольствии в среднем человеку требуется 500 кг зерна.

По производству зерна на душу населения (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН за 2004 год), первое место занимает Австралия (1 372

кг/чел), второе — Канада (1 262 кг/чел), третье — США (832 кг/чел); при среднемировом — 340 кг/чел.

Человек производит зерно и хлеб, а хлеб способст­вует процветанию человечества.

Многие народы слагают в его честь песни и гимны, один из которых имеется в Библии, и верующие христиане не начнут есть, прежде чем не прочитают: «Хлеб наш на­сущный, даждь нам днесь…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: